Пермь монументальная
каталог
en ru
Утраченный объект

Панно "Наука"

1982
материалы и технологии
Сталь, горячая эмаль (финифть)
В 1982 году газета «Правда» писала: 

Вряд ли ювелиры думали, что когда-нибудь финифть — так называют художественную эмаль — будет украшать не миниатюрные изделия, а огромные здания. Для исследовательского института предназначено панно «Наука», созданное пермскими художниками С. и Е. Колюпановыми. Финифть избрали потому, что она, как считают сами мастера, дает постоянное ощущение праздничности и чистоты….

Степан Колюпанов ©art59.ru

Елена Колюпанова ©art59.ru

Расцвет монументально-декоративного искусство в СССР пришелся на 60–80-е годы прошлого века, когда советская архитектура окончательно перешла от эстетически богатых ампира и конструктивизма к эстетически бедным, прагматичным "хрущёвкам" и "брежневкам". Художникам поручили «раскрасить» упрощенные архитектурные формы, создать на стенах серых зданий изображения агитационного, мемориального или декоративного характера.
Наиболее распространенными техниками в монументальном искусстве стали фрески, сграфито, барельефы, мозаики. Панно «Наука» было единственным в своем роде монументальным объектом, созданным в технике горячей эмали, известной в ювелирном искусстве как финифть.
Финифть появилась очень давно, уже в ювелирном искусстве древнего Египта, Индии, Китая встречаются изделия, выполненные в технике горячей эмали. Покрытие горячей эмалью крупных предметов для защиты от коррозии, например - металлической посуды, началось в конце ХIХ века. 

Колюпанов С.; Колюпанова Е. Панно "Летун". 1960-е, сталь, горячая эмаль. Из коллекции ПГХГ

Колюпановы начали использовать этот процесс в других, более масштабных художественных формах. Сначала они создавали станковую “железную, живопись”, используя технический ресурс Лысьвенского металлургического завода. Затем им выделили отдельную мастерскую в Перми, на ул. Ленина - недалеко от того места, где впоследствии появилось знаменитое панно.

©starcom68.livejournal.com

Степан Колюпанов говорил, что «в монументальном искусстве эмаль очень «боевита». Она может выдержать любой «накал» формы, любой «накал» композиции. От сказочного до революционного». Было много споров о том, не потеряются ли особенные, «ювелирные» свойства эмали в больших монументальных работах. Но панно «Наука», более 30 лет украшавшее стену здания в центре Перми, доказало, что эмаль может «выйти» на улицы, выдержать любую непогоду и не потерять ни цвета, ни фактуры.

©starcom68.livejournal.com

Что касаемо композиции и смысловой структуры панно "Наука", то центральным образом является группа из четырёх человеческих фигур, учёных, которые вписаны в спираль, разворачивающуюся из рулона бумаги (чертежей), лежащего на рабочем столе. Вероятно, это “высший цвет” советской науки - ученые исследователи - те, кто делает открытия в лабораториях, экспедициях, архивах.
Расширяющиеся витки спирали охватывают фигуры "прикладников", выводящих научные открытия из лабораторий в цеха, больницы, в открытый космос, в студенческие аудитории.
Среди полуабстрактных символов, отсылающих к различным областям научного знания мы можем различить греческие колонны, указывающие на историческую преемственность западной науки, химическую посуду, насекомых и микроорганизмы под микроскопом, фигуру космонавта и телескоп. Спираль, как символ развития в советской философии, объединяет микро- и макромир, прошлое, настоящее и будущее человечества, всецело зависящее от научно-технического прогресса.
Возможно идейное содержание панно было типичным для позднесоветской монументальной пропаганды и не слишком глубоким, но таковым было советское монументальное искусство в целом: в идеологическом плане оно воплощало принцип “Бритвы Оккама” - быть настолько простым, насколько возможно и настолько сложным, насколько это необходимо.

©starcom68.livejournal.com

В 2017 году панно "Наука" было демонтировано в процессе капитального ремонта фасада бывшего института (ныне одного из многочисленных бизнес-центров). Сейчас оно хранится на складе в разобранном состоянии, его дальнейшая судьба пока не ясна.

©starcom68.livejournal.com