Пермь монументальная
каталог
en ru
Скульптура

Памятник доктору Ф. Х. Гралю

2005
авторы
материалы и технологии
Бронзовая скульптура на чугунном постаменте
Федор Христофорович Граль был назначен губернским врачом в Пермь в 1797 году. Кроме того, он исполнял обязанности уездного врача, судебного медика и военно-медицинского эксперта. В 1801 – 1818 годах Граль занимал пост инспектора врачебной управы. Внес большой вклад в дело прививания людей от оспы, усовершенствовал методы хранения вакцины, вел разъяснительную работу среди населения. Принимал активное участие в борьбе с эпидемией холеры в 1829 – 1831 годах. Во многом благодаря усилиям доктора Граля холера в Перми практически не распространилась. 

©️smitrofan.cerkov.ru

В народе Фёдора Христофоровича Граля любили, его называли “святым доктором”. По свидетельству очевидца Модеста Киттары, на похороны Федора Христофоровича пришли не только многочисленные пермяки, но и “крестьяне со всех ближайших окрестностей, и были приезжие за сто и двести верст”. Могила “святого доктора” не сохранилась. В советское время кладбище, где он был похоронен, снесли. Спустя 170 лет после его смерти, 4 июня 2005 года в Перми открыли памятник Гралю на улице Ленина, перед зданием Городской клинической больницы № 2 (ул. Плеханова, 36). Это лечебное учреждение носит его имя.
Автором памятника стали пермские художник-скульптор Алексей Залазаев и архитектор Виктор Вожженников. Появлению памятника предшествовал конкурс проектов, организованный "Пермским Благотворительным Фондом имени Доктора Федора Граля" под руководством Татьяны Александровны Дорош .
Памятник не сразу обрел свой сегодняшний вид. Первоначальный макет был выполнен в стиле классицизма, что не удивительно, поскольку Алексей Залазаев в то время только вернулся после "Мухи" (Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии имени А. Л. Штиглица), и это была первая его монументальная работа, созданная в Перми. 
Однако когда дело дошло до модели, художник усомнился в целесообразности такого решения, поскольку классицизм в XXI веке воспринимается не так, как в XVIII или XIX веках. Для современного мегаполиса классицизм – скорее декор, чем язык памяти, конструирование "элитарного прошлого" за народные деньги. Поэтому, когда "классическая" модель была готова, художник попросил месяц на доработку и переделал абсолютно все.

©️Сергей Болденков

Во-первых, было предложено другое место. По условиям конкурса памятник должен был быть установлен на пустыре слева от здания ГКБ, где планировалось разбить сквер имени Граля (сейчас на этом месте построен бизнес-центр “Славяновский Плаза”). Свое решение художник обосновал тем, что для сквера требовалось создать памятник значительно большего размера, чтобы он был заметен хотя бы с тротуара, а это, в свою очередь, привело бы к существенному удорожанию проекта. Новое расположение памятника – напротив фасада ГКБ – позволяло при меньших размерах скульптуры добиться ее видимости не только с тротуара, но и с проезжей части. Фасад начинал работать как "экран", создавая единый архитектурный ансамбль со скульптурой в центре.

©️Сергей Болденков

Во-вторых, изменился облик скульптуры. Автор решил слегка отойти от классицизма в сторону модерна. Отчасти потому, что здание ГБК, на фоне которого предлагалось разместить скульптуру, построено в стиле модерн. Не последнюю роль сыграли воспоминания современников о Федоре Христофоровиче, прочитанные художником в ходе работы над проектом. Пример портретного описания Граля, сохранившегося в воспоминаниях современников, приводит профессор медицины Яков Циммерман: 

Невысокого роста, подтянутый, подвижный, как ртуть, в ладно сидящем мундире с начищенными до блеска пуговицами, в блестящих коротких сапогах с кисточками, в треуголке и со шпагой на боку, он походил больше на бравого гусара, чем на доктора. А крестьяне Пермской губернии воспринимали докторское искусство как великую тайну или колдовство. (Я. С. Циммерман “Доктор медицины Ф. Х. Граль – незабвенный народный (”святой") доктор Пермской губернии) 

Модерн, будучи более свободным, нежели классицизм, художественным стилем, позволяет художнику реализовать гораздо больше творческих задач. Например, привнести ту самую "немецкую чертовщинку" в образ губернского доктора или отказаться от симметрии, чтобы сделать позу Граля более живой. Последнее было особенно важно, поскольку художнику пришлось "усадить" Граля в кресло, чтобы памятник визуально не "давил" на проходящих мимо пешеходов, но при этом сохранил массивность и видимость с проезжей части.

©️Сергей Болденков

Когда проект утверждали на худсовете, известный пермский художник Евгений Широков отметил "очень деликатно заретушированный классический стиль", но выразил сомнения по поводу "чрезвычайно активной правой ноги, с которой что-то не так". Понимая, что Широков просто так словами не бросается, Алексей Залазаев еще раз пересмотрел проект, чтобы понять, что именно не так с ногой Граля. Вспомнились наставления питерского учителя Павла Антоновича Якимовича о том, что если какая-то деталь в монументальной скульптуре кажется неправильной, ее не следует тотчас исправлять – возможно, что-то не так в окружении. В итоге стало понятно, что проблема не в правой ноге, а в левой руке, которая была слишком далеко отведена от торса и "спорила" с ногой. После внесения необходимых исправлений модель была утверждена.

©️Сергей Болденков

На камзоле Граля можно увидеть орнамент, состоящий из повторяющегося флористического символа, отдаленно напоминающего лилию Приората Сиона. По словам Алексея Залазаева, это декоративный элемент, намекающий на таинство врачевания, подобное секретам масонских лож. В исторических документах отсутствуют сведения о том, что Федор Христофорович состоял в какой-либо ложе или ордене, но перед выходом на пенсию он был награжден орденом Святого Владимира четвертой степени, который изображен на его камзоле слева и над воротом жилета.
Памятник был отлит из бронзы на заводе Шпагина, чугунный постамент – там же. По первоначальному замыслу постамент должно было украсить парное изображение Ф. Х. Граля и К. Ф. Модераха, отлитое на Каслинском заводе, но эта часть проекта не была реализована. По сведениям из открытых источников, деньги на памятник собирали с 1999 года. В сборе средств приняли участие 4 тысячи пермяков, 11 больниц Перми, около 40 частных предприятий и предпринимателей, а также администрации города Перми и Пермской области.