Пермь монументальная
каталог
en ru
Скульптурная композиция

Монумент "Героям фронта и тыла"

1985
авторы
материалы и технологии
Бронзовая скульптура на бетонном стереобате, облицованном гранитом
Монумент "Героям фронта и тыла" находится в самом центре Перми, посреди городской эспланады. Его трудно не заметить – это скульптурная группа высотой более 10 м, состоящая из трех бронзовых фигур: рабочего, солдата и Родины-матери.

Памятник “Героям фронта и тыла” до реконструкции эспланады ©Сергей Болденков

Памятник был установлен 9 мая 1985 года к 40-летнему юбилею Победы. Авторами проекта выступили скульптор, лауреат Государственной премии СССР В. М. Клыков, заслуженный архитектор РСФСР Р. И. Серджиев, архитектор В. И. Снегирев и конструктор Б. С. Гурвич.

Памятник “Героям фронта и тыла”, вид сверху ©Илья Липин

Идея монумента – создать аллегорию единства подвига фронтовиков и рабочих тыла в деле защиты Родины. Персонажи и атрибуты выглядят достаточно традиционными для советского мемориального искусства, но есть ряд неочевидных особенностей, влияющих на прочтение этого образа.
Во-первых, в сюжете видна явная отсылка к монументальной трилогии Евгения Викторовича Вучетича: "Родина-мать" на Мамаевом кургане в Волгограде (1959), "Воин-освободитель" в Трептов-парке в Берлине (1949), "Перекуем мечи на орала" у здания ООН в Нью-Йорке, а также к памятнику "Тыл – фронту" в Магнитогорске (1979), созданному Яковом Борисовичем Белопольским – архитектором, работавшим вместе с Вучетичем.

Монумент “Родина-мать” на Мамаевом кургане в Волгограде ©wp-s.ru

Памятник “Воину-освободителю” в Трептов-парке в Берлине ©kavkaz-uzel.media

Памятник “Тыл – фронту” в Магнитогорске ©forums.drom.ru

Во-вторых, образы Родины-матери, рабочего и солдата в других памятниках Великой Отечественной войне вместе не встречаются. Вячеслав Михайлович Клыков объединяет их в одной композиции с целью показать роль Перми как тылового города: победа была одержана не только благодаря храбрости сражавшихся на фронте, но и благодаря тем людям, которые работали в городах, снабжая Красную армию военной, пищевой и другой продукцией. Поэтому все три фигуры одинаковой высоты.
“Я сознательно не выделял Родину-мать по высоте для того, чтобы подчеркнуть, что Родина для каждого советского человека, особенно в годину испытаний, конкретна и личностно приближена к каждому. Беды Родины – это беды каждого из нас, как и несчастье каждого из нас – несчастье для Родины”, – сказал скульптор в интервью во время церемонии открытия памятника.

Памятник “Героям фронта и тыла”, вид сверху ©Илья Липин

В-третьих, сюжет пермского монументального ансамбля связан с защитой Родины не только в годы минувшей войны, но и в последующее мирное время (памятник установлен в 1985 году).
Рабочий обращен лицом на восток, где во время Великой Отечественной войны находился тыл, и положение его правой руки можно трактовать скорее как приветствие соратникам, чем как призыв записаться в добровольцы. В пользу мирного характера жеста свидетельствует и передаваемый Родине-матери щит, который является средством защиты, а не нападения.

Памятник "Героям фронта и тыла”, вид со стороны ул. Попова ©Илья Липин

Поза Родины-матери не "боевая", но и не скорбная. В отличие от рабочего, она обращена лицом на запад, поскольку уверена в крепком тыле и готова поддержать солдата, поднявшего меч над головой.
Пермский воин с мечом, обращенный, как и Родина-мать, лицом к западу,  также не "атакует", а "предупреждает", "напоминает" о "гибели от меча" всякого, пришедшего на Русскую землю с враждебными намерениями.
Все три персонажа изображены молодыми, у солдата и рабочего нет ни наград, ни шрамов, ни увечий.  Этим образом художник хотел показать, что “молодая советская страна, наученная опытом войны, хорошо знает, кто ее враг, и готова за себя постоять”.

©Сергей Болденков

Право торжественного открытия памятника было предоставлено ветерану войны, Герою Советского Союза А. П. Старцеву, токарю завода им. В. И. Ленина В.Н. Домрачеву и ветерану труда, почетной трактористке А. Г. Бочкаревой (в годы войны она работала в колхозе Частинского района Пермской (Молотовской) области, была ударницей производства, награжденной знаком “Лучшая трактористка Советского Союза”).

Открытие памятника 9 мая 1985 года ©pulse.mail.ru

Выступая на торжественном митинге по поводу открытия памятника, первый секретарь обкома КПСС Борис Всеволодович Коноплев сказал:

Линия фронта в те суровые годы проходила не только на передовой. Она проходила и через цехи предприятий, которые выпускали оружие, проходила везде, где рабочие и колхозники, труженики всех отраслей народного хозяйства вели незабываемую битву за металл, хлеб, топливо и сырье… 

(Источник: ПермГАНИ: Ф. 1196. Оп. 1. Д. 95. Л. 2)

На открытии памятника “Героям фронта и тыла” (г. Пермь, 09.05.1985 г.). ПермГАНИ: Ф. 8043. Оп. 1-И. Д. 186. Л. 4.

На постаменте памятника находится две таблички. Первая информирует о творческом коллективе, который работал над проектом. На второй табличке 2015 года написано о закладке капсулы с посланием на день 100-летия Великой Победы (т. е. вскрытие послания произойдет в 2045 году).
Отдельного внимания заслуживает стереобат – многоступенчатый цоколь, на котором установлен памятник. Вероятно, он был спроектирован как искусственная возвышенность, своего рода "мини-курган" на абсолютно плоском пространстве эспланады. Это традиционное для мемориальных комплексов решение, заимствованное из древней традиции храмостроения. Например, многоступенчатый подъем по широким лестницам большую роль играл в храмовой архитектуре Египта (храм Ментухетепа III (XI династия) и Хатшепсут (XVIII династия) в Дер эль-Бахри. Аналогично задумана гранитная лестница, ведущая к вершине Мамаева кургана, состоящая из двухсот ступеней (количество равно числу дней и ночей сражения). Чтобы достичь главного монумента ансамбля, нужно преодолеть их все – своего рода символическая плата за возможность прикоснуться к святому.

©Сергей Болденков

Памятник "Героям фронта и тыла" не только мемориальный объект, но и один из визуальных "брендов" Перми, видовая точка, посещаемая туристами, официальными делегациями, свадебными кортежами.