У этой скульптурной композиции пока нет устоявшегося названия. Есть две “официальные” версии: "Скульптурная композиция “Вода” и "Памятник 120-летию пермского водопровода", а также несколько народных названий: "Петрович", "Дядя Вася", "Ракушка". В интернете скульптура чаще всего упоминается как "Памятник водопроводчику в Перми".
Определение "памятник" не вполне подходит к данному произведению, хотя мемориальная составляющая в нем есть – его открытие действительно связано с празднованием 120-летнего юбилея пермского водопровода.
Пермские краеведы считают, что юбилейная дата указана некорректно: в 2006 году пермскому водопроводу исполнилось не 120, а 100 лет. В период до 1905 года были проведены исследовательские работы для определения источника водоснабжения города. В результате была выбрана речка Светлая, вода в которой оказалась наименее жесткой и достаточно чистой, в отличие от Егошихи и уже тогда сильно загрязненной Камы. Первая очередь водопровода строилась в 1905 – 1906 гг. под руководством инженера Н. П. Зимина и была принята в эксплуатацию в начале 1907 года. Строительство Большого Камского водопровода датируется 1930 – 1931 гг.
Автор композиции – пермский художник-скульптор Рустам Исмагилов. Скульптура была создана в рамках конкурса, объявленного РКС "Новогор-Прикамье" в связи с вышеупомянутым юбилеем пермского водопровода.
По словам художника, в условиях конкурса не было требований изобразить именно водопроводчика. Образ был выбран исходя из опыта установки аналогичных памятников в России (к 2006 году было открыто больше десятка памятников водопроводчикам / сантехникам), где водопроводчик изображался как мужчина средних лет в кепке или в каске, с сантехническим инструментом в руке (чаще всего с разводным ключом), выглядывающий из канализационного люка. Можно сказать, в России сложилась традиция, своего рода канон в изображении водопроводчика, олицетворяющего, в свою очередь, всю городскую инфраструктуру, связанную с водоснабжением и водоотведением.
Памятник водопроводчику в Рыбинске
Памятник водопроводчику в Омске
Рустам Исмагилов решил доработать “канонический” образ водопроводчика, уйти от иронично-бытового контекста, связанного с канализационным люком и взглядом на скульптуру сверху вниз, придать скульптуре больший масштаб и пластическую выразительность.
Эскизный проект скульптурной композиции "Вода"
Пермский водопроводчик не выглядывает из люка, а сидит на водопроводной трубе. Венчает композицию большая морская раковина, на которую направлен его взгляд.
Идея добавить в композицию раковину пришла художнику в связи с тем, что раковиной называют не только домики моллюсков, но и раковины для умывания, к которым течет по водопроводным трубам вода. Кроме того, морская раковина – романтический символ мечты / тоски о море, о свободе, которую обретает вода, изливаясь из рек в океаны. Водопроводчик соединяет наши квартиры с океаном, создает еще одну петлю круговорота воды в природе.
У ног водопроводчика расположен небольшой чемодан с надписью "Жителям Перми в год 120-летия водопровода", именами скульптора Рустама Исмагилова и архитектора Менделя Футлика.
Композиция изготовлена из бронзы и закреплена на бетонном основании, погруженном в грунт до "нулевой отметки".
Первоначально скульптура была установлена возле Пушкинских бань в окружении скамеек, на которых могли отдыхать люди после бани или просто прохожие. Но после закрытия банного комплекса в 2019 году место стало заброшенным и почти непроходным.