Пермь монументальная
каталог
en ru
Скульптурная композиция

Пермяк - солёные уши

01.04.2006
авторы
материалы и технологии
Бронза (скульптуры), гранит (подиумы)
Арт-объект "Пермяк - соленые уши", вероятно, самая популярная достопримечательность города. Скульптурная композиция состоит из двух частей — овальной рамки-тантамарески с большими ушами и фигуры фотографа, расположенной напротив нее. Именно эту рамку чаще всего можно встретить в сувенирных киосках Перми в виде магнитов, брелоков, кардхолдеров и других сувенирных изделий, посвященных городу.

Рустам Исмагилов. Скульптурная композиция "Пермяк-соленые уши". Вид со стороны гостиницы "Прикамье".

Скульптура была установлена на аллее Комсомольского проспекта, напротив гостиницы "Прикамье" 1 апреля 2006 года. Автор-пермский скульптор Рустам Исмагилов.

Рустам Исмагилов (https://upload.wikimedia.org

Созданию скульптуры предшествовал конкурс, организованный и профинансированный ОАО «Бинбанк» в 2005 году (бюджет около 2 млн. рублей). На конкурс было подано 22 заявки, в финал вышли три художника: Рустам Исмагилов, Алексей Залазаев, вдвоем занявшие 1-е место и Наталья Кацпаржак, которой присудили 3-е место (второе место осталось пустующим).
Проект, представленный Алексеем Залазаевым назывался «Упругая конструкция, несущая соленые уши». Художник, взял за основу своей работы эстетику пермского звериного стиля, соединив его с пластическими экспериментами михаила Шемякина. В результате получилось нечто, напоминающее одновременно и гоголевский нос, и картины Сальвадора Дали. Композиция состояла из 99 ушей, из которых складывалось сотое.


Алексей Залазаев. «Упругая конструкция, несущая соленые уши». 2009

"Бронзовый призер" конкурса, Наталья Кацпаржак, предложила скульптуру в своем фирменном цветастом, игрушечном стиле.


Наталья Кацпаржак. Пермяк - солены уши.  Эскиз. 2005

Остальные конкурсные работы были выполнены примерно в одном стиле, представляя "пермяка - соленые уши" в виде мужиков с мешком соли за спиной или мужиков, посыпающих солью краюху хлеба - мужиков сидящих, стоящих, вросших в землю по подбородок, с обязательными оттопыренными ушами.

http://rasfokus.ru

Вероятно, первоисточником этих образов стала известная фотография соленосов начала XX века из соликамского музея-заповедника "Сользавод". Хотя на ней вряд ли возможно разглядеть те самые распухшие, оттопыренные "соленые уши".


http://totmamuz.ru/wp-content/uploads/2020/08/solenocy.jpg

Образ, предложенный Рустамом Исмагиловым был максимально простым и отстраненным от всевозможных исторических стилизаций и реконструкций. По сути - это абстракция, уши без лица. Художник рассуждал так. 

Кто такой, этот пермяк-соленос? Какого он роста, возраста, комплекции? Какой народности? Мужчина это или женщина? Уйти от необходимости отвечать на конкретные вопросы, можно было лишь задав встречный вопрос, причем максимально широко: "А вы как думаете?" (Из интервью с художником)

В результате появилась идея создать скульптуру-вопрос, причем риторический: "А не вы ли тот самый соленоушастый пермяк?" Чтобы прохожие не мучились с ответом, им была предложена визуальная подсказка - фигура фотографа в духе фотоателье позапрошлого века, созданная другим пермским скульптором Алексеем Матвеевым.

Скульптура выполнена в стиле старинного фотоателье конца XIX – начала XX века, когда фотография была редким и модным явлением: сфотографироваться можно было только в этих фотосалонах. Тогда в таких “ателье” были картины из фанеры, где вырезалось место для головы. Люди приходили, “вставляли” свою рожицу в это вырезанное окошко и “оказывались” на берегу Черного моря, или на лайнере.... (Из интервью с художником)

Фигура фотографа поначалу был под вопросом, поскольку проект не умещался в бюджет. Но без него "ушастая рамка" не держала пространство, выглядела слишком бедно, не цепляла взгляд. Поэтому "БИН-банку" пришлось пойти на дополнительные расходы и проект был реализован в полном объеме. В первых анонсах будущего открытия скульптурная композиция называлась "Фотограф", поскольку фигура фотографа крупнее и заметнее тантамарески.


Эскизный проект скульптурной композиции "Пермяк - соленые уши" Рустама Исмагилова.

Но, как только в сети появились первые фотографии "соленоушастых" пермяков и гостей города (первым сфотографировался сити-менеджер Перми Игорь Шубин), объект быстро переименовали в "Пермяк соленые уши". Это название было зафиксировано в пешеходном маршруте "Зеленая линия", где скульптура стала отправной точкой.
Несмотря на медийный успех и народное признание, Рустам Исмагилов не считает данный проект вершиной своего творчества. Наоборот, по словам художника, слава "соленых ушей" скорее мешает, чем помогает в творческой карьере.

Эту историю очень сложно победить, когда тебя как художника ассоциируют с одним конкретным произведением. Хотелось бы сделать что-то другое, не менее яркое, например - сварную скульптуру из металлолома в монументальном масштабе, тот же звериный стиль (из интервью с художником).