Пермь монументальная
каталог
en ru
Скульптура

Памятник Александру Степановичу Попову

2013
авторы
материалы и технологии
Бронза
Идея установки памятника была выдвинута С. И. Кузяевым (бывшим директором пермского филиала “Уралсвязьинформ”), И.Л.Квятковским (президентом Региональной общественной организацией “Союз операторов связи” Пермского края) и Ю. Н. Щебетковым (руководителем управления Роскомнадзора по Пермскому краю).

Юрий Николаевич Щебетков ©59.rkn.gov.ru

В первом варианте предполагался даже не памятник, а бюст Попова. Посмотрели, какие скульптурные композиции установлены в других городах (Котка, Краснотурьинск и др.), прикинули, как бюст будет смотреться на выбранном месте, и поняли, что данный вариант нам не подходит. Для центральной улицы города, с учетом значимости исторической личности Попова и его связи с Пермью, бюст – это слишком скромно. К тому же изваяний талантливого изобретателя в полный рост оказалось не так уж и много: один в Петербурге, второй – в Екатеринбурге. И там, и там Попов предстает уже зрелым ученым. Отсюда возникла идея представить его в Перми молодым семинаристом, полным надежд и планов. Это соответствовало исторической реальности: именно в нашем городе Александр Попов получил образование, здесь был заложен “фундамент” его будущих открытий.

Из интервью Юрия Николаевича Щебеткова "АИФ-Прикамье" (https://perm.aif.ru/society/details/123492)

В 2009 году был объявлен конкурс на лучший проект памятника А. С. Попову, в котором победили Алексей Матвеев (Пермь) и Игорь Дымшаков (Ильинский). 

Алексей Матвеев ©59.ru

Игорь Дымшаков ©permfaces.com

Художники изобразили Попова молодым, 18-летним, только что окончившим Пермскую духовную семинарию, что, по мнению конкурсной комиссии, точнее отражало пермский эпизод биографии великого русского изобретателя.

С памятником Попову очень интересная история получилась. Это редкий случай в монументальном искусстве, когда человек с выдающимся жизненным вкладом получает скульптурное воплощение в юном возрасте. Изначально была задача адаптировать образ Попова с нашим городом. Здесь он учился в Духовной семинарии, а затем поступил в Санкт-Петербургский университет. С Пермью его связывает короткий период, но очень важный! Заканчивается юность, начинается взрослая жизнь - вот такой «водораздел». Ему было лишь восемнадцать, когда он выпорхнул из Перми, как птенец из гнезда! Я искал подходящее решение, чтобы зафиксировать именно это. И уже понимал, что памятник не будет статичной фигурой в классической греческой постановке… 

Из интервью с Алексеем Матвеевым.

Образ Попова-семинариста получился собирательным. В распоряжении художников была, по сути, только одна юношеская фотография изобретателя. В проекте памятника его следовало “поставить на ноги”, придать динамику и объем.

Александр Попов в молодости ©interesnyefakty.org

У художников было много вопросов: например, какого роста был Попов? Какого телосложения? Как двигался? В открытых источниках эту информацию найти не удалось. Поэтому решили работать над фигурой великого русского изобретателя по имеющимся фотографиям и ассоциациям. В итоге Попов получился высокий, стройный, даже хрупкий, непринужденно шагающий по улице с книгами под мышкой. Кроме того, художникам пришлось потрудиться и над его одеждой.

Фотографий юного изобретателя было очень мало, буквально одна-две. Но именно на них я обнаружил то, что вдохновило меня. Мы нашли фотографии Попова в 18 – 20-летнем возрасте – нам в этом помогли в Краевом музее. Со старых фото глядел юноша - очень увлеченный, чистый и открытый миру. 

Образное решение нашлось легко - этот юноша должен делать шаг вперед, шаг в будущее. Но чтобы вылепить скульптуру и достичь максимального портретного сходства, фотографий мало. Приходится ставить "натуру", модель. Для модели пришлось специально сшить семинаристскую форму тех лет в Перми такой не оказалось.

Из интервью с Алексеем Матвеевым.

В конкурсной версии проекта было много интересных, не реализованных в итоге деталей и опций. Например, взлетающий голубь, символизирующий начало жизненного пути, а если подключить христианский контекст, то и духовную стезю несостоявшейся карьеры. Скульптурные изображения приемника и передатчика должны были стать точками раздачи WI-FI, который в 2009 году не был так распространен в Перми, как сегодня. На фасаде здания за спиной Попова должен был расположиться экран, на который можно было бы отправлять поздравления, эмодзи и видео из специально созданной для проекта виртуальной медиатеки. 


 Эскизный проект памятника ©nesekretno.ru

С финансированием с самого начала все было сложно. Средства на памятник начал собирать “Союз операторов связи”, распространяя благотворительные билеты номиналом от 100 руб. до 5 тыс. рублей. Существенный вклад внес коллектив Пермского филиала  “Уралсвязьинформ” и его работники, коллектив “Радиочастотного центра”, Западно-Уральское территориальное управление связи, Управление Роскомнадзора по Пермскому краю, руководители и простые сотрудники связных компаний и т. д. Каждый давал сколько мог. Таким образом, удалось собрать порядка 700 тыс. рублей. Это было катастрофически мало для такого масштабного проекта, но для начала лучше, чем ничего. Кроме того, пока велись эти приготовления, юбилейный год прошел, и энтузиазм стал затухать.
Инициативной группе стоило больших усилий удержать проект в медийном поле и постепенно подтянуть дополнительные ресурсы. В итоге в создание памятника вложились более 25 организаций, в числе которых были Сбербанк, “Эр-Телеком”, “ЛУКОЙЛ-Информ”, “Краевой радиопередающий центр” и др. Работы по изготовлению памятника и подготовки площадки начались только в 2011. Всего на изготовление и установку памятника было потрачено около 15 000 000 рублей.

Отливка памятника в мастерской Александра Рукавишникова в Подмосковье ©Алексей Матвеев

Торжественное открытие памятника состоялось 11 июня 2013 г. в канун Дня города (290-летие Перми). В мероприятии приняли участие около 300 человек: скульпторы, сотрудники операторов связи Перми, учащиеся Пермского радиотехнического колледжа, представители властей Пермского края и Перми. Приветственное слово произнес губернатор Пермского края Виктор Басаргин.

Выступление В. Ф.  Басаргина на открытии памятника А. С. Попову ©perm.aif.ru

Попов является символом не только Пермского края, но и всей России, — заявил губернатор Виктор Басаргин. — Таких людей, которые золотыми буквами вписывали историю государства в мировую летопись, не так много.

(Из выступления В. Ф. Басаргина на открытии памятника)

В финальной версии памятника нет фигурки голубя, нет экрана, иначе оформлены постамент и стилобат. Скульптурная композиция состоит из трех частей. В центре находится собственно скульптура Александра Попова из бронзы, установленная на постаменте, выполненном из карельского гранита. Высота памятника составляет около 5 м, вес скульптуры — около 800 кг, а вес постамента — 5 — 6 т. Надпись на передней части постамента гласит: "Александр Степанович Попов — Изобретатель Радио". С обратной стороны памятника указан период, в течение которого он создавался (2008 — 2013), и перечислены имена авторов: художники Алексей Матвеев, Игорь Дымшаков, архитекторы Дмитрий Лапшин и Екатерина Кольцова.